Страничка психолога

Рекомендации для родителей учащихся 1 - 4 классов

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, появятся новые друзья, и учиться он будет на одни пятерки. Проходит несколько недель, и ребенок без охоты собирается в школу. С начала недели начинает мечтать о выходных. В чем дело? А дело в том, что не оправдались ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, а сам он оказался не совсем готовым к той реальности, которая называется «школьные будни». Многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких).

 

 

 

В понятие психологической готовности к школе входит 4 компонента:

Личностная готовность

Социальная готовность

Эмоционально – волевая готовность

Мотивационная готовность

Если рассмотреть более детально, то ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ – это: Отношение к школе - выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности - правильно воспринимать ситуацию урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.
Отношение к сверстникам - должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к самому себе, - к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам.
Оценить готов ли ребенок к школе по параметрам личностной готовности можно ответив на следующие вопросы:

1.Принимает ли новую социальную позицию?
2.Развиты ли познавательные критерии, любознательность?
3.Развито ли желание ходить в школу?
4. Развито ли произвольное управление своим поведением?
5. Объективность самооценки.

Второй компонент - социально-психологическая готовность - включает в себя:

Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение установить контакт с учителем, со сверстниками, умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем).
Развитие потребности в общении.
Умение подчиняться правилам и нормам.
Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Третий компонент – эмоционально волевая готовность:
Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).
Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).
Сохранение работоспособности в, течение одного урока и в течение учебного дня.
Произвольная регуляция внимания.
Умение продлить действия, приложив к этому усилия.
Умение ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать других в разговоре).
Сформированность умения преодолевать трудности
Иначе говоря, волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Заключительный компонент - это школьная мотивация:

Наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);
понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;
минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;
эмоционально-благополучное отношение к школе.

Рекомендации родителям:

1. Поддерживайте любую дружбу вашего ребенка со сверстниками. Очень важно, чтобы он не был один, нашел себе товарища, а еще лучше нескольких.
2. Не сравнивайте его с другими детьми. Лучше сравнивать его же собственные достижения вчера и сегодня.
3. Не настраивайте ребенка на исключительно отличные результаты.
4. Не ругайте ребенка сильно, если у него что-то не получается. Лучше похвалите за то, что удалось. Это, конечно, не значит, что вы должны проявлять мягкотелость в ситуациях, когда необходимо дисциплинарное воздействие. Любовь и справедливость — отличные учителя.
5. Не старайтесь вбить в маленькую головку как можно больше информации. В этом возрасте гораздо важнее научиться слушать окружающих и высказывать свои мысли, разделять главное и второстепенное, развивать трудолюбие и аккуратность.
6. Важно научить будущего первоклассника самостоятельно переодеваться, организовывать свою «работу», наводить порядок на столе. Первые дни в школе ребенок находится в состоянии стресса, нервного возбуждения, волнуется, так что каждая «мелочь» например, забытая дома ручка, может усугубить ситуацию.
7. Всегда просите первоклассника переодеваться после школы — это помогает ребенку переключиться, отдохнуть.
8. Не оттягивайте выполнение уроков до вечера, лучше все сделать «по горячим следам». Делайте уроки не более одного часа!
9. Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

 

Скачать материалы:

Особенности развития первоклассника

Волшебные фразы

Персональный сайт педагога-психолога Фуражкиной Татьяны Валерьевны

Персональный сайт Львовой Светланы Владимировны

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ

Календарь школьных событий

ШКОЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Родительский проект

rodit proect

Образовательные субботы.

Бронь на урок 2.0

Кейс школьных проектов

служба примирения "диалог"

Совместный детско - родительский театральный фестиваль "МАСКА"

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ВОЛОНТЕРСКИЙ ПРОЕКТ

Тюменские первоклассники смогут получить услуги дополнительного образования по сертификатам